Газета «Казахстанская правда» № 19 (30146) от 29 января 2024 г.
АЙДАР АМРЕБАЕВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
На совещании, касающемся последствий землетрясения в Алматы, Президент сделал важный акцент: слышащее государство нуждается в слышащем обществе.
Так складывается, что Касым-Жомарту Токаеву часто приходится выступать в роли кризисного менеджера – на его долю в качестве Президента выпадают разного рода чрезвычайные события в стране. В ситуации с землетрясением в Алматы Президент, по моему мнению, личностно, как гражданин и алматинец воспринял случившееся, прилетев в родной город. Это характеризует его как ответственного политика, который отвечает на конкретные обстоятельства, чтобы принять полезные для общества решения.
Что касается выводов, озвученных Главой государства на совещании в Алматы, то они точно отразили важнейшие проблемы мегаполиса. Жизненное пространство Алматы стремительно сокращается, о чем свидетельствует и напряженный трафик движения, и плотность застройки, и рост населения. Ночью 23 января эти недостатки стали особенно очевидны. Сегодня горожане справедливо опасаются катастроф большего масштаба – городская система жизнеобеспечения не позволяет им чувствовать себя спокойно.
Президент выразил свою позицию и по другим волнующим общество проблемам. В частности, прозвучала тема коррупционной составляющей в обеспечении деятельности госорганов по управлению ЧП. Речь о системе раннего оповещения, которая не среагировала на подземные толчки. При этом государство выделяет значительные средства на создание и поддержание соответствующих инфраструктур.
Касым-Жомарт Токаев четко сказал: ответственные за неэффективность в этой сфере должны понести наказание. Важно не просто указать на проблему, а принять меры для ее решения.
Уроком землетрясения стали некомпетентность чиновников и панические настроения самого населения. Президент неслучайно обратил внимание на опыт Японии, где до автоматизма отработано, кому и что делать при ЧС. В нашем случае слаженности и четкости взаимодействия госорганов не хватило, разночтения выявлялись даже в информационной отчетности: один чиновник приводил одни данные, другой – иные.
Нельзя игнорировать и невысокий уровень подготовленности к ЧП самих людей. Появившиеся впоследствии в соцсетях видеозаписи показали, что люди не осведомлены об элементарных правилах поведения во время землетрясений.
Есть повод обратить внимание на характер работы МЧС. Нужно обучать людей, что и как делать во время стихийного бедствия: где прятаться, куда бежать, чем обеспечить себя на случай эвакуации, каким должен быть «тревожный чемоданчик».
Вторым направлением должна стать постоянная готовность служб МЧС к минимизации последствий бедствий. Например, 23 января мы наблюдали коллапс транспортной системы, отсутствие службы психологической помощи, бесперебойного снабжения водой, продовольствием, бензином.
В целом в вопросах обеспечения безопасности населения нужен коренной разворот. Я бы сказал так: неравнодушный Президент нуждается в неравнодушном обществе. Это главный смысл «слышащего государства».
23 января мы наблюдали не только долгое безмолвие уполномоченных структур, но и фейки, вбросы, а еще неуместные браваду и шутки, посыпавшиеся в первые же часы после подземных толчков. Они не так безопасны, как может показаться. В ситуации реальной угрозы это ведет к неадекватной реакции и неверным действиям.
Безответственное поведение нельзя оправдывать. Каждый обязан отвечать за себя, своих детей, близких и родных. Алматинская ночь – повод для пересмотра поведения. Было бы уместно в каждой семье сесть и обсудить, что делать в конкретной опасной ситуации, научиться грамотно реагировать и действовать адекватно ситуации. В этом и есть культура ответственного отношения к собственной судьбе, к судьбе своей семьи и в конечном счете – судьбе страны.