Жума-коллапс: как противостоять посягательствам
на светские устои Казахстана?
Исламисты все активнее посягают на светское устройство жизни казахстанских городов. Многие из них считают себя более «чистыми» и «совершенными», чем остальные, но при этом часто ведут себя агрессивно, конфликтно, прикрываясь верой и необходимостью неукоснительно следовать религиозным установлениям.
На днях соцсети облетело видео: группа верующих молится прямо на проезжей части в центре Алматы, перекрыв тем самым движение автотранспорта, среди которого была машина «скорой помощи». И это далеко не единичный пример. Горожане давно знают, что во время пятничного намаза лучше объезжать или обходить стороной районы мечетей, вокруг которых образуется большое скопление людей, совершающих молитвы на тротуарах (тем самым мешая пешеходам), и соответственно припаркованных машин, создающих заторы.
Но разве правила городской жизни не должны быть для всех одинаковыми? Может, пора уже начать противостоять попыткам верующих, кто бы они ни были, лезть на территории, не предназначенные для проведения религиозных мероприятий, устанавливать свои правила, нарушающие нормальный ритм города? Если да, то кто и как должен этим заняться? Почему государство до сих пор игнорировало подобные факты – боялось, что его упрекнут в дискриминации верующих? И что вообще должно быть в приоритете – светские нормы или потребности представителей какой-то конфессии, пусть даже многочисленной?
Обсудить эти и другие вопросы мы пригласили наших экспертов. Но прежде напомним, что в Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» говорится (ст.5, п.7): местные госорганы должны рассматривать уведомления о проведении религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений), поданные религиозными объединениями. А это значит, что молитвы на тротуарах и тем более на проезжей части, если на то не получено разрешение акимата, являются априори незаконными. Между тем, весьма сомнительно, что местные власти вообще получают и рассматривают такого рода уведомления. Напрашивается вывод: в законе должно быть более четко оговорено, где можно, а где нельзя проводить религиозные мероприятия, дабы не допускать повторения таких ситуация и конфликтов в будущем.
Газиз Абишев, политолог:
«Это проверка государственного секуляризма на прочность»
- Тут важную роль играет тот факт, что подавляющее большинство казахов, которые в свою очередь численно доминируют в стране, причисляет себя к мусульманам. Поэтому государство и общество довольно либерально смотрят на реализацию ими своего права на религиозные практики. Плюс казахи в целом слабо идеологизируемый народ, а потому не проникаются ни идеологией религиозной истовости, ни идеологией принципиальной секулярности. В этом вопросе они дают событиям и явлениям плыть по течению.
Теперь о конкретных случаях. Что касается большого скопления автомобилей близ мечетей в пятничный намаз, то людям, которые желают принять в нем участие, не запретишь, это их право. А вот городские власти должны принимать соответствующие меры, а именно обеспечивать мечети достаточным количеством парковочных мест и ужесточать полицейское регулирование в окрестностях для соблюдения правил парковки. Тем самым они будут стимулировать посетителей храмов заранее продумывать пути прибытия.
Если же касаться использования мест, не предназначенных для намаза, в частности, пешеходных переходов, тротуаров и прочих общественных пространств, то государство может проявить гибкость в отдельных случаях – к примеру, во время празднования Айта. Но в обычное время, конечно же, должен соблюдаться закон.
В некотором смысле попытки проводить массовые молитвы в неустановленных местах - это проверка государственного секуляризма на прочность, желание прогнуть под себя светские устои и приучить окружающих к тому, что религия простирает свое влияние и практики за пределы храмов. Здесь государство должно деликатно, уважительно и конструктивно стоять на защите секулярных законов.
У всех институтов - полиции, армии, церкви, госслужбы, креативной отрасли - свои внутренние правила на отведенной территории. И закон предписывает обществу уважать права институтов, а институтам - права общества. Ровно по линии разграничения - ни меньше, ни больше.
Елена Бурова, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МНВО РК:
«Только от нас самих зависит наступление новой «нормальности»
- Казахстан – светское государство с многоконфессиональным составом населения. По сведениям Комитета по делам религий МКИ РК на третий квартал 2024 года, в стране зарегистрированы 18 конфессий, среди которых ислам – самая многочисленная. У нас насчитывается 2847 мечетей, и в каждой из них проводится жума-намаз – обязательный коллективный ритуал для верующих мужчин. Но если в сельских населенных пунктах пятничная молитва собирает десятки верующих, то в мегаполисах – сотни и даже тысячи.
В обществе периодически обсуждаются ситуации, связанные с особенностями отправления религиозного культа в исламской традиции. К примеру, много споров вызывает громкий азан, который разносится по всей округе и оповещает о наступлении времени молитвы пять раз в сутки. С учетом влияния информатизации и цифровых сервисов такой призыв-напоминание стал рассылаться по индивидуальным средствам коммуникации, и это значительно снизило недовольство тех сограждан, которые живут недалеко от культовых учреждений.
Другое дело - скопление автомобилей вокруг мечетей во время жума-намаза в городах и особенно в мегаполисах. Кстати, их количество и «качественный состав» не только свидетельствуют о достаточно хорошем уровне жизни мусульман, но и являются маркерами для фиксирования роста численности верующих, а также напоминают о влиянии ислама на повседневность. При этом отсутствие достаточного количества парковочных мест при крупных мечетях создает коллапс и нарушает безопасность на транспортных магистралях. Уже появились прецеденты перекрытия движения на проезжей части и дворовых территориях самими молящимися.
Известно, что принципы взаимного уважения ко всем, независимо от убеждений, социального статуса, рода занятий и т.д., заложены в наших казахстанских традициях, светских в своей основе. А принцип толерантности (или насаждаемый образец терпимого безразличия по алгоритму «проходите мимо, не интересуйтесь и не обсуждайте») - не наша история. Поэтому проблематизируемые ситуации, которые появляются в общественной среде, требуют рассмотрения и нахождения консенсуса. Обсуждение, принятие решений и конкретные действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений, – наш путь.
В связи с недавним случаем есть вопросы к исполнительным органам власти, которые дают разрешения на строительство не только культовых, но и других сооружений. Чем руководствуются высокие инстанции, когда способствуют уплотнению городской застройки, разрешают возведение культовых зданий в так называемых «спальных» районах, не планируют современные парковки там, где проблемы обострились?
Есть вопросы и к правоохранительным структурам. Проводились ли расчеты движения, скопления автотранспорта применительно к ситуациям вроде пятничной молитвы в крупных мечетях в мегаполисах? Если проводились, то какие меры регулирования предпринимаются, исходя из реальных возможностей?
Также есть вопросы к ДУМК. Обсуждаются ли в этом ведомстве темы, связанные с поведением верующих мусульман-автовладельцев, которые не соблюдают общепринятые светские нормы – правила безопасности дорожного движения, недопустимость парковки в неположенных местах, перекрывания проезжей части?
Наше время в культурологическом и социологическом исчислении называют постнормальным, то есть таким, когда прежние нормы утрачиваются, а новые еще не вступили в свои права. Но время быстротечно, и только от нас самих зависит наступление новой «нормальности», в которой будет достигнут консенсус разных по убеждениям и образу жизни, но единых в стремлении к бесконфликтности и во взаимном уважении к общему пространству сограждан.
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби:
«В религиозных делах очень много политики и показухи»
– Дело даже не в правилах городской жизни. Молитва на проезжей части в центре Алматы – прямое нарушение канонов ислама. В хадисе (Ибн Маджа,746) прямо указано: «Посланник Аллаха запретил совершать намаз в семи местах: на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы».
У многих возникает вопрос: а можно ли подобное увидеть в других странах, к примеру, в той же Саудовское Аравии? Отвечу - нет. Потому что там действуют четкие нормы, касающиеся сооружения мечетей. У нас же молельные комнаты и культовые заведения можно увидеть в самых неожиданных, а порой в совершенно неприспособленных местах. Заметьте: практически все мечети Алматы расположены в закоулках микрорайонов, на пересечении или вдоль самых перегруженных улиц, где дефицит парковок. А еще молельные комнаты часто пристраивают к ресторанам, торговым точкам, рынкам, где в том числе забивают скот. И где тут, спрашивается, следование запрету совершать намаз «на скотобойне»?!
Уверен, что люди, молящиеся на дороге, прекрасно знают все эти правила. Но сегодня в религиозных делах, о чем я всегда говорю (да простит меня за это Аллах), очень много политики и показухи, к сожалению.
Приведу простой пример. В наших поездах часто можно видеть совершающих намаз молодых людей. Хотя им наверняка известно, что по канонам ислама, молитву, которую в силу разных обстоятельств мусульманин вынужден пропустить, можно прочесть позже - в более удобных условиях. Это первое. Во-вторых, осуществлять омовение и сам намаз нужно обязательно в чистых местах, а в пассажирских вагонах найти такие сложно, не говоря уже про нормальные уборные. Ну и, в-третьих, во время движения поезд часто поворачивает, поэтому молящимся сложно удерживать ориентир на Каабу.
Думаю, во всех этих случаях налицо демонстративность, попытки пропаганды и агитации - мол, «действуй, как я». А пассажиры в поездах, как и горожане, вынужденные наблюдать за молящимися на улице, поневоле играют роль внимающей аудитории…
Тимур Козырев, политолог, религиовед:
"Проблема в основе своей имеет бытовой, а не политический характер"
Считаю, что само по себе перекрытие проезжей части, несомненно, является правонарушением. В то же время крикливые заголовки вроде "Исламисты бросают вызов светскому государству", на мой взгляд, являются откровенно провокационными и в итоге наносят еще больший вред единству нашего общества. Достаточно очевидно, что верующие выходят иногда на проезжую часть потому, что физически не помещаются в мечеть - а не для того, чтобы "бросить вызов" государству.
Проблема в основе своей имеет бытовой, а не политический характер, и решаться должна в соответствующем формате, без искусственной политизации. Однако опять же, если поставить вопрос об увеличении количества мечетей, в ответ раздадутся алармистские утверждения о "ползучей исламизации".
В целом считаю, что происходящий в обществе рост религиозности следует не подавлять и маргинализировать, а канализировать, вводить в сугубо конструктивные рамки, ставить этот тренд на службу обществу и государству, укреплению национальной идентичности.
13.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Жума-коллапс: как противостоять посягательствам на светские устои Казахстана?