Курганская В.Д., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК
Убедительная победа К.К. Токаева на президентских выборах продемонстрировала солидарность казахстанцев в стремлении строить Новый Казахстан на принципах социальной справедливости. Политической формой государственного устройства, базирующегося на этих принципах, является социальное государство.
Кем или чем должно управляться общество – людьми или законом? Должно ли это управление основываться на этических нормах и моральных кодексах поведения, или оно должно базироваться на чисто правовых нормах? Что важнее – строгий формализм правовых законов или ценности гуманизма, взаимопомощи, альтруизма, человеческой доброты и сострадания? Поставленный таким образом вопрос не может быть разрешён, поскольку ложна заложенная в его основание взаимоисключающая дизъюнкция моральных и правовых норм. На самом деле достойный уровень жизни – это не только моральное понятие, но и право человека. Вопреки подходу адептов юридического позитивизма, любая законодательная система не может обойтись без использования правотворческими институтами критериев справедливости, нравственности, гуманистических ценностей и духовных устоев общественного порядка.
Социальное государство – это не противоположность, а качественно новый этап, более высокий уровень развития и функционирования правового государства. Поэтому социальное государство может быть создано только на основе правового государства, что одновременно означает и преодоление ограничения рамок правового равноправия, которое легитимирует социально-экономическое неравенство. Реализация принципов социального государства осуществляется путём включения в конституцию и правовые кодексы положений, определяющих социальные обязанности государства по отношению к правам отдельных лиц и различных социальных групп. Социальные права в таком случае больше не просто юридические, а морально-правовые конструкции.
Социальную ответственность государства не следует понимать как государственную опеку над обществом. Кроме того, социальная политика не ограничивается механизмом справедливого распределения национального богатства и не направлена исключительно на всестороннюю помощь социально незащищенной части населения. Социальное государство предполагает появление качественно иного рода системы политического управления и политической власти, которая контролируется гражданским обществом. Социальное государство – форма единения социума, направленная на преодоление взаимоотчуждения человека, общества и государства, на обновление и укрепление духовно-нравственных основ социального целого, на создание и применение технологий, обеспечивающих выстраивание гармоничной системы социальных взаимосвязей.
Прагматической основой новой социальной политики Казахстана должна стать реализация бесспорного положения о том, что принятие политического курса на создание социального государства является не только нравственно оправданным и политически целесообразным, но и экономически обоснованным. Приоритет развития социальной сферы, науки, культуры и образования ведёт в итоге к увеличению конкурентоспособности и повышению эффективности национальной экономики. Ставя на первый план проблему использования и качественного роста человеческих ресурсов, социальное государство позволяет соединить преимущества рыночной системы хозяйствования и механизмов государственного регулирования в интересах человеческого саморазвития. Социальное государство как политический институт воплощает и реализует фундаментальный принцип развития человека в его целостности на основе гармоничного сосуществования труда и капитала, свободы личности и социального равенства, индивидуализма и коллективизма, справедливости и гуманизма, прав и свобод человека и социальной ответственности гражданина государства.
Политический курс на построение социального государства в Казахстане закреплён конституционно. Становление Нового Казахстана как социального государства является не только оптимальным, но и безальтернативным путём обеспечения социальноэкономической стабильности, социальной консолидации, политической лояльности граждан; устойчивого экономического и научно-технологического развития; позитивно-синергетического объединения императивов эффективности рыночных механизмов экономики и принципов социальной справедливости; взаимного согласования идеалов общего блага и частных интересов, индивидуальной свободы и социальной ответственности.
Повышение уровня и качества жизни граждан республики; создание благополучного общества; практическое воплощение принципов и ценностей социального государства – триединая задача социальной политики Нового Казахстана. Решение этой судьбоносной для страны задачи должно быть не только возведено в ранг стратегических приоритетов на долгосрочную перспективу, но и включено в актуальную повестку конкретных мероприятий по системной модернизации и комплексному реформированию казахстанского общества. Экономическая, образовательная, научно-технологическая, культурная, социальная политика Нового Казахстана должна быть направлена на решение данной задачи как на свою первоочередную, основную цель.
Цели, приоритеты, императивы повышения качества жизни, формирования благополучного общества и становления социального государства должны быть имплементированы в процессы модернизации экономики и политической системы, реформирования инфраструктуры науки и системы образования, в тематику фундаментальных и прикладных проектов социально-гуманитарного направления научных исследований, в просветительскую и пропагандистскую деятельность идеологических институтов, общественных движений, политических партий.
Газета «Шелковый Путь Сегодня» 28.11.2022 / № 33 (168)
http://www.silk-road-today.kz/