Братские связи? Отношения Казахстана и Кыргызстана в оценках экспертов.

01.07.2021



Братские связи? Отношения Казахстана и Кыргызстана в оценках экспертов.

<1799> В серии интервью по двусторонним отношениям между странами Центральной Азии, эксперты обсуждают тесную, но бурную историю дипломатии, инвестиций и торговли между Казахстаном и Кыргызстаном. Как Вы можете охарактеризовать нынешний этап отношений между двумя республиками? Медет Тюлегенов: В целом нынешний этап отношений между Казахстаном и Кыргызстаном можно оценить как стабильный, который сложился за последние годы. Но в то же время он далек от тех хороших отношений, которые были между двумя странами 10 и более лет тому назад. Потому что временами отношения на политическом уровне осложнялись, особенно в период президентства в Кыргызстане Атамбаева, и в моменты, когда в Кыргызстане происходили политические события, и это сказывалось на двустороннем сотрудничестве и в первую очередь на передвижении через границу РК и КР. Айдар Амребаев: Отношения между странами за тридцатилетний период независимости носили разнообразный характер: от теплого, братского, вплоть до «родственного взаимодействия элит» в период правления Аскара Акаева; от слияния интересов олигархата наших стран в период Курманбека Бакиева до периода критической и неприязненной «межэлитной перепалки» Алмазбека Атамбаева и попытки «оттепели» в отношениях руководителей стран после предыдущей «заморозки» во время руководства республикой Сооронбаем Жээнбековым. В настоящий момент, несмотря на скептическое отношение со стороны Ак Орды к легитимности революционных способов достижения власти в Кыргызстане, казахстанское руководство видит в лице Садыра Жапарова харизматичного лидера, способного стабилизировать ситуацию и с которым «можно иметь дело». Поэтому сегодняшние отношения, по крайней мере, со стороны Казахстана, характеризуются стремлением выстроить отношения на стабильной и предсказуемой основе. В какой ситуации находится двусторонняя торговля, насколько сильно на торговли сказался эффект пандемии? Идет ли восстановление прежних темпов? Айдар Амребаев: Я, конечно, не экономист, но, как у нас говорят в Нур-Султане, пытаясь определить температуру на улице, «по ощущениям» торговля существенно просела. Как рядовой потребитель, могу сказать, что немного ощущается отсутствие кыргызских продуктов питания, поскольку подорожали товары китайского ширпотреба, то можно также догадываться о том, что иссякает поток кыргызского реэкспорта товаров из Поднебесной. Существенно сократилась сфера туризма. Я имею в виду поездки казахстанцев на Иссык-Куль. На нашем трудовом рынке заметно появление трудовых мигрантов из Кыргызстана. Эти процессы я связываю с совокупностью факторов, среди которых, и пандемия, и участие наших стран в проекте ЕАЭС, который пока реально не открыл известные «четыре свободы» (свободное перемещение трудовых ресурсов, товаров, услуг и капитала) в наших экономических отношениях в полном объеме, а более того, создал препятствия на пути торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Наши инвестиции пока тоже не торопятся в Кыргызстан, поскольку есть негативная память о перманентной политической нестабильности в соседней стране, а деньги, как известно, «любят тишину». Медет Тюлегенов: Пандемия сказалась на торговле многих стран, в том числе и между Казахстаном и Кыргызстаном. За те месяцы эпидемии в 2020 году уровень торговли сильно упал. И восстановление прежних темпов еще идет. Но недостаточно быстрыми темпами. Здесь есть определённые проблемы, связанные с восприятием с кыргызской стороны того, что есть определенные препоны на границах, в результате чего на кыргызской стороне скапливаются километровые очереди из фур, которые пытаются перевести товары в Казахстан или через территорию Казахстана в другие страны. Удалось ли сторонам окончательно ликвидировать негативный осадок, характерный для двусторонних связей после известных высказываний экс-президента Кыргызстана (А.Атамбева)? Медет Тюлегенов: После Атамбаева фактически уже третий президент в Кыргызстане, поэтому эпоха Атамбаева уже уходит в историю. И негативный осадок в общественном восприятии спал. А насколько этот осадок остался в душе и в умах лиц принимающих решения в Казахстане мне сложно сказать. Айдар Амребаев: Политика изменчива и сами политики преходящи… Но, как говорится, осадок остался… В казахстанской политической элите есть некий «осадок недоверия» к «революционным лидерам» в силу известных исторических обстоятельств и казахской политической культуре последнего времени. Для казахстанского истэблишмента стабильность – это «священная корова», «альфа и омега» политики… Что касается сегодняшних лидеров Кыргызстана, то в Ак Орде, как и в Библиотеке, осознают важность этой страны в укреплении влияния Казахстана на постсоветском пространстве Центральной Азии. Поэтому нашей политике характерен прагматизм и трезвый расчет. Мне кажется, у нас «не будут дуть на воду, обжегшись на молоке»… Тем более, что наши правительственные чиновники разного уровня делают встречные усилия для того, чтобы начать отношения «с чистого листа». Есть и фактор внешней мотивации улучшения двусторонних отношений. Ни Казахстану, ни Кыргызстану не выгодно, чтобы наши отношения модерировал кто-то со стороны. Мы вполне способны сами решить свои «братские разногласия». Недавно состоялся визит избранного президента Кыргызстана С.Жапарова в Казахстан. По мнению наблюдателей, визит был безрезультативным. С чем это связано по Вашему мнению? Медет Тюлегенов: По большей части это был протокольный визит. Жапарову необходимо было выстраивать отношения с лидерами соседних и дружественных стран. В этом отношении очень многого ожидать и не приходилось. Тем более, что визит готовился в некоторой степени спешке и без понимания того, что нам необходимо достичь в ходе визита. Айдар Амребаев: Я не согласен с этим мнением. Конечно, может нет «распростертых объятий» и бескорыстной помощи, которую когда-то Казахстан щедро предоставлял Кыргызстану по факту того, что мы «бір тұған халықтармыз» (единокровные братья – прим. авт.)… Однако, встречи во время визита президента С.Жапарова вышли далеко за рамки протокола. Речь шла о своеобразном «прощупывании» нового президента Кыргызстана. И выводы были сделаны в Ак Орде вполне позитивные. С ним «будут работать». Однозначно! Жапаров проявил себя как достаточно волевой политик, способный взять ответственность за ситуацию на себя. К тому же он является отражением текущих внутриполитических трендов в республике и в Кыргызстане нужен на практике «сильный лидер», способный восстановить централизованную власть в стране и адекватно «отработать» разносторонние вектора во внешней политике этой страны. Конечно, конституционные изменения в Кыргызстане достаточно неординарны, но если они способствуют стабилизации в государстве и улучшению жизни людей, то «погрешности», с нашей точки зрения, вполне допустимы… На каком уровне находится инвестиционное сотрудничество? Готов ли Казахстан по-прежнему инвестировать в экономику соседней республики? Айдар Амребаев: Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с президентом Жапаровым, за последние 15 лет Казахстан инвестировал более 1 млрд долларов США в кыргызскую экономику. Однако, сегодняшнее депрессивное состояние мировой экономики и пандемия внесли свои коррективы. Поэтому, думаю, что «по-прежнему» вряд ли. Нужны серьезные расчеты политических рисков, чтобы делать инвестиции в долгую… Сегодня для нас актуален вопрос взаимной защиты инвестиций. И теперь все будет зависеть от конкретных шагов кыргызского руководства и успехов в стабилизации экономики страны, позитивных примеров отношения людей к иностранным инвестициям и т.д. А так, конечно, интерес есть. Меняется ли в Казахстане отношение к трудовым мигрантам, в том числе из Кыргызстана? В целом, что Вы можете сказать про восприятие Кыргызстана в Казахстане? Айдар Амребаев: Вопрос трудовых мигрантов зависит от состояния собственной экономики Казахстана и рынка труда в стране. А здесь у нас есть определенные проблемы. Выход из пандемии достаточно сложный. Мировая конъюнктура на энергоносители неоднозначная. Довольно много дестабилизирующих факторов. Санкционные и «торговые войны». На внутреннем рынке Казахстана наблюдается волновой рост цен, инфляция. Большая кредитная задолженность людей. Сложности с работой. В этой ситуации, конечно, наличие трудовых мигрантов из-за рубежа – серьезный «раздражитель» в плане социального самочувствия наших граждан. Это относится не только к кыргызским трудовым мигрантам, но и ко всем иностранцам, кто «отбирает заработок» у нашего собственного населения… А в целом восприятие Кыргызстана в общественном мнении сохраняется вполне комплиментарное. У нас общая постсоветская судьба и идентичные проблемы: как сделать нашу жизнь лучше, стабильней, зажиточней и дружелюбней. В Казахстане активизировались исследования, связанные с изучением казахской истории, особенно периода Золотой Орды. Много работ публикуется про формирование и развитие национальной идентичности. Власти РК официально утвердили латинский алфавит для казахского языка. Как эти изменения отражаются на Кыргызстане? Есть ли в стране дискуссии относительно латинизации? Медет Тюлегенов: Относительно перехода на латинский алфавит временами в Кыргызстане тоже поднимаются определенные дискуссии и идут обсуждения. Но они, возможно, не столь масштабны, как в Казахстане. И в какой-то степени то, что происходит в соседних странах, как это сделал Узбекистан, и то, что обсуждается в Казахстане, конечно, играет определенную роль для тех акторов, которые обсуждают этот вопрос в Кыргызстане. И пример Казахстана в той иной степени служит аргументом или обоснованием для той или иной стороны, в основном тех, кто аргументирует за переход на латинский алфавит в Кыргызстане. Наиболее злободневными проблемами двусторонних отношений по-прежнему остаются пограничный контроль, а также водно-энергетические вопросы. Периодические инциденты на пограничных участках по поводу задержки грузов и ужесточения процедуры прохождения границ существенно омрачают общий фон двусторонних отношений. Как Вы оцениваете перспективу решения этих вопросов? Медет Тюлегенов: Торговля во многом тормозится именно из-за проблем на границе и с точки зрения пограничного контроля. В этом отношении задержка грузов, процедуры, которые ужесточаются для прохождения через границу, является определенной проблемой. Насколько быстро эти вопросы будут решаться сложно сказать, потому что подоплека этих вопросов не совсем техническая или бюрократическая. И поэтому в этом отношении нужно ожидать изменения в политической воли руководства соседней страны. Понятно, что на это можно иногда смотреть в более широком контексте. Например, с точки зрения двусторонних отношений и относительно позиции наших стран в ЕАЭС. В ЕАЭС есть свои стандарты и это сказывается на двусторонних отношениях. Но мне кажется, в основном проблема заключается в том, как выстраиваются сами двусторонние отношения, поэтому если на политическом уровне будут приняты какие-то решения и сформирована политическая воля, то я думаю, что пограничные вопросы будут достаточно быстро решаться. То, что касается водно-энергетических вопросов, то здесь конечно есть определенные проблемы. Поскольку одна страна находится в верховьях водных источников, другая – внизу. В этом отношении ситуация остается достаточно проблематичной. Хотя понятно, что это не совсем широкий фронт проблем, которые связывают наши страны. Так как это касается только определенных участков Кыргызстана и Казахстана. Особенно проблема водных ресурсов актуальна в текущем году, поскольку предсказывают, что год будет засушливым. К тому же водный вопрос несколько политизируется, особенно у нас в Кыргызстане поскольку не совсем ясный и прозрачный процесс относительно того, что происходит с накоплением воды, и с тем, как она используется для энергетических или же водных ирригационных нужд. Айдар Амребаев: Действительно, то, что регулярно происходит на границе совершенно недопустимо для дружественных государств, к тому же функционирующих в формате единого экономического и таможенного пространства. Полагаю, что необходимо навести порядок самыми жесткими мерами, вплоть до судебных расследований и преследования виновных с обеих сторон. Ведь именно вследствие «беззубости» правоохранительных органов и аффилированности преступников с госорганами двух стран, на пограничье пышным цветом расцвела коррупция, мздоимство и теневая экономика. Это «раковая опухоль» на теле двусторонних экономических отношений. Я считаю, что подобные инциденты имеют характер не «досадных происшествий», которые могут решаться в «рабочем режиме», а носят системный характер. С этим нужно бороться совместными усилиями компетентных органов двух стран. Необходима, наконец, прозрачная и дружественная по отношению к бизнесу и простым гражданам межгосударственная граница. Этого ждут граждане с обеих сторон, и сделать это вполне по силам нашим государственным органам. Считаю, что в вопросах двусторонней торговли существенное влияние имеет участие наших стран в ЕАЭС, неотрегулированность процедур торговли, допуска на рынки стран-участниц контрагентов стран соседей. Эта общая «беда» всего Евразийского экономического пространства. Сейчас и по всему миру разными странами применяются меры экономического протекционизма. Это сегодняшнее состояние мировой экономики. Формат ВТО переживает не лучшие времена. В этом плане нужна компетентная, расчетливая и ответственная работа уполномоченных органов двух стран с целью оптимизации всего комплекса экономического сотрудничества между странами. Особого внимания заслуживает тема совместного использования водно-энергетических ресурсов двух стран. К сожалению, в постсоветское время мы «вместе с водой выплеснули ребенка» по данному вопросу. С моей точки зрения, в нашем регионе необходимо было сохранить единый водно-энергетический комплекс Центральной Азии, который разработала советская власть для легкости управления ресурсами региона. Но мы пошли по пути раздробленности и сейчас пожинаем плоды. Думается, настало время подойти к этому вопросу с общих позиций региона, рачительно, во благо наших народов. https://www.caa-network.org/archives/21962