02.09.2021
Эволюция «слышашего» государства в «деятельное»…
<1921>
Естаев Жанат Молдагулович, пресс-секретарь
РГП на ПХВ «Институт философии, политологии и религиоведения» КН МОН РК
По содержанию Послания Президента народу Казахстана «ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ – ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ» приоритетными, как всегда, выступили вопросы экономического развития в постпандемический период, которым была посвящена почти четверть объема всех значимых посылов из его восьми тематических блоков.
При описании проблем в этой сфере, Глава государства с горечью отметил, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне. Но избранный курс на сотрудничество, государственные планы и оценка возможных эмиссионных процессов придают оптимистичные ожидания для крупных инвесторов и особенно для недропользователей, которым отдельно представили перспективу создания Национальной геологической службы. Акцент на эти президентские тезисы должны повысить уровень доверия крупных иностранных партнеров Казахстана, склонных к ужесточению инвестиционных режимов, а также изменить процедуры доступа к прямым иностранным инвестициям и передаче технологий.
Но доминирующей темой недавнего Послания Президента является человек, его настоящее и будущее, качество его жизни – идеи, изложенной разработчиками Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года. Возвращаясь к этому программному документу, стоит упомянуть о рисках и задачах по прохождению до 2025 года «точки невозврата» в переходе к новой модели развития. Целью Национального плана развития страны до 2025 года предполагает совместную реализацию с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе населения.
Участие гражданского общества является важной составляющей процессов реализации, мониторинга и оценки Национального плана развития страны до 2025 года. Информированность населения о том, какие меры принимаются в реализации определенных задач Национального плана развития страны до 2025 года - основа для обеспечения реализации принципа «Слышащего государства».
Формирование новой модели развития будет основано на семи основных принципах:
справедливое распределение благ и обязанностей; ведущая роль частного предпринимательства;
честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей;
рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
«озеленение» экономики, охрана окружающей среды; принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.
Реализация этих шагов должны повлечь принципиальные изменения:
от патерналистских ожиданий населения к личной ответственности;
от приоритета количественного роста к созданию условий для качественного и устойчивого роста;
от регулирования государством экономической деятельности к стимулированию частной инициативы и минимально необходимому регулированию.
Фактически отдельные блоки из Послания представлены как детальное описание последовательной реализации данного Национального плана.
Вышеназванные тезисы необходимо увязать с коммерческими задачами эмитентов и интеллектуальными возможностями научных работников, «слаболиквидными» активами государственного сектора и инициативами экспертного бизнес-сообщества. Примитивная по сути, но слабоосвещенная и непонятная для общества схема предполагаемых гражданско-правовых отношений разных по природе и интересам сторон остается предметом досужих домыслов и фантазий, периодически циркулируемые в блогосфере.
Президент ясно отметил в своем выступлении:
«… Я подписал закон, окончательно поставивший точку в вопросе продажи и аренды сельскохозяйственных земель иностранцам и компаниям с зарубежным участием. В Земельный кодекс внесены поправки, стимулирующие отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие сельских территорий. Эти изменения позволяют вовлекать сельхозземли в полноценный экономический оборот».
Общие выводы позволяют прогнозировать, что эта болезненная тема будет исчерпана, а предпринимательское сообщество выйдет на равноправный партнерский диалог, чтобы активно принимать участие в предоставлении необходимых консультаций, а также предпринимать конкретные действия для повышения производительности и качества собственных товаров и услуг путем проведения мероприятий по повышению операционной эффективности, технологическому обновлению, развитию компетенций сотрудников.
И очень своевременно Президент поставил определенную задачу перед Правительством и Национальным банком до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами, в котором будет свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Жестко с высокой трибуны Парламента прозвучало признание о том, что предел финансовой устойчивости далеко не безграничен и назрела необходимость увеличению доходов бюджета.
По содержанию Послания импонирует намерение руководства страны прекратить практику покрытия дефицита бюджета и злоупотребления трансфертами из Национального фонда, возникающих из-за несовершенства мега-институтов управления государственными активами и имуществом. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего года.
Самые значимые для сельчан стали озвученные Президентом намерения по обеспечению частных подворий сельчан пастбищными угодьями, а также планы по закреплению их правового статуса в законе «О личных подсобных хозяйствах».
В целом сохраняется уверенность в том, что государство продолжит практику масштабной и оперативной поддержки своим гражданам и отечественному бизнесу, что позитивно отразится на социально-экономической обстановке.