Эволюция «слышашего» государства в «деятельное»…

02.09.2021



Эволюция «слышашего» государства в «деятельное»…

<1921> Естаев Жанат Молдагулович, пресс-секретарь РГП на ПХВ «Институт философии, политологии и религиоведения» КН МОН РК По содержанию Послания Президента народу Казахстана «ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ – ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ» приоритетными, как всегда, выступили вопросы экономического развития в постпандемический период, которым была посвящена почти четверть объема всех значимых посылов из его восьми тематических блоков. При описании проблем в этой сфере, Глава государства с горечью отметил, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне. Но избранный курс на сотрудничество, государственные планы и оценка возможных эмиссионных процессов придают оптимистичные ожидания для крупных инвесторов и особенно для недропользователей, которым отдельно представили перспективу создания Национальной геологической службы. Акцент на эти президентские тезисы должны повысить уровень доверия крупных иностранных партнеров Казахстана, склонных к ужесточению инвестиционных режимов, а также изменить процедуры доступа к прямым иностранным инвестициям и передаче технологий. Но доминирующей темой недавнего Послания Президента является человек, его настоящее и будущее, качество его жизни – идеи, изложенной разработчиками Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года. Возвращаясь к этому программному документу, стоит упомянуть о рисках и задачах по прохождению до 2025 года «точки невозврата» в переходе к новой модели развития. Целью Национального плана развития страны до 2025 года предполагает совместную реализацию с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе населения. Участие гражданского общества является важной составляющей процессов реализации, мониторинга и оценки Национального плана развития страны до 2025 года. Информированность населения о том, какие меры принимаются в реализации определенных задач Национального плана развития страны до 2025 года - основа для обеспечения реализации принципа «Слышащего государства». Формирование новой модели развития будет основано на семи основных принципах: справедливое распределение благ и обязанностей; ведущая роль частного предпринимательства; честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей; рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики; развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа; «озеленение» экономики, охрана окружающей среды; принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом. Реализация этих шагов должны повлечь принципиальные изменения: от патерналистских ожиданий населения к личной ответственности; от приоритета количественного роста к созданию условий для качественного и устойчивого роста; от регулирования государством экономической деятельности к стимулированию частной инициативы и минимально необходимому регулированию. Фактически отдельные блоки из Послания представлены как детальное описание последовательной реализации данного Национального плана. Вышеназванные тезисы необходимо увязать с коммерческими задачами эмитентов и интеллектуальными возможностями научных работников, «слаболиквидными» активами государственного сектора и инициативами экспертного бизнес-сообщества. Примитивная по сути, но слабоосвещенная и непонятная для общества схема предполагаемых гражданско-правовых отношений разных по природе и интересам сторон остается предметом досужих домыслов и фантазий, периодически циркулируемые в блогосфере. Президент ясно отметил в своем выступлении: «… Я подписал закон, окончательно поставивший точку в вопросе продажи и аренды сельскохозяйственных земель иностранцам и компаниям с зарубежным участием. В Земельный кодекс внесены поправки, стимулирующие отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие сельских территорий. Эти изменения позволяют вовлекать сельхозземли в полноценный экономический оборот». Общие выводы позволяют прогнозировать, что эта болезненная тема будет исчерпана, а предпринимательское сообщество выйдет на равноправный партнерский диалог, чтобы активно принимать участие в предоставлении необходимых консультаций, а также предпринимать конкретные действия для повышения производительности и качества собственных товаров и услуг путем проведения мероприятий по повышению операционной эффективности, технологическому обновлению, развитию компетенций сотрудников. И очень своевременно Президент поставил определенную задачу перед Правительством и Национальным банком до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами, в котором будет свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Жестко с высокой трибуны Парламента прозвучало признание о том, что предел финансовой устойчивости далеко не безграничен и назрела необходимость увеличению доходов бюджета. По содержанию Послания импонирует намерение руководства страны прекратить практику покрытия дефицита бюджета и злоупотребления трансфертами из Национального фонда, возникающих из-за несовершенства мега-институтов управления государственными активами и имуществом. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего года. Самые значимые для сельчан стали озвученные Президентом намерения по обеспечению частных подворий сельчан пастбищными угодьями, а также планы по закреплению их правового статуса в законе «О личных подсобных хозяйствах». В целом сохраняется уверенность в том, что государство продолжит практику масштабной и оперативной поддержки своим гражданам и отечественному бизнесу, что позитивно отразится на социально-экономической обстановке.