Измерение нравственностью: Памяти академика НАН РК С.З. Зиманова. Судьба Салыка Зимановича Зиманова – академика НАН РК, выдающегося ученого-юриста – связана была с философией. Будучи первым директором Института философии и права АН КазССР, С.З. Зиманов

11.02.2021



Измерение нравственностью: Памяти академика НАН РК С.З. Зиманова
Судьба Салыка Зимановича Зиманова – академика НАН РК, выдающегося ученого-юриста – связана была с философией. Будучи первым директором Института философии и права АН КазССР, С.З. Зиманов собрал под свое крыло креативно мыслящих молодых ученых и за десять лет превратил его в авангард гуманитарной науки Казахстана. Такие направления как диалектическая логика, философские проблемы естествознания, этика и аксиология, онтология познания, философия права развиваются в дискурсе с международной гуманитарной наукой, получая мировое признание. Особое значение для казахстанской науки имеет такое направление как философия права, которое академик С.З. Зиманов считал приоритетным для развития междисциплинарных исследований. Понимая под философией права науку, которая ракрывает онтологической смысл права, его ценностную, нравственную, антропологическую, гуманистическую природу, академик Зиманов проблематизировал возможность консенсуса права и морали, соотношения права и власти. Заслуга Салыка Зимановича не просто в том, что он использовал философские аргументы в раскрытии феномена права, а в том, что он поднимая вопрос о правовой реальности, определял ее значение во всех формах общественного сознания, раскрывая влияние на нее и ее влияние на сознание общества и личности. Cалык Зиманович Зиманов был в центре судьбоносных событий в казахстанской науке: реформы образования и науки, внедрение новых технологий обучения, поиск новых гуманитарных парадигм. А еще есть гражданский долг. Его голос звучал в защиту науки, свободной науки, которая делается свободными людьми. Тема его творчества - нравственные основания права - стала лейтмотивом всех юридических работ. О необходимости нравственных законов и следованию им писало много философов и юристов. Академик Зиманов в своих выступлениях следовал Канту: исполнять законы означает не принуждение, а осуществление личностной свободы. Моральные принципы для ученого должны были исполняться и де-юре и де- факто. Академик Зиманов в своих работах о государстве, праве и законах выделяет проблему их ценностного значения для жизни человека. Философские категории: свобода, справедливость, долг ученый рассматривает как фундаментальные для юриспруденции. Особую значимость идеи академика Зиманова приобретают в 10-томном издании «Древний мир права казахов», главным редактором которого он являлся. Будучи сторонником демократизации права, Салык Зиманович реконструировал историю традиционного казахского права, которое основывалось на столпах свободы и морали. Знаменитый концепт С.З. Зиманова «право Степной Демократии» прочно вошел в научную орбиту современной философии, политологии и юриспруденции. Жизненная сила казахского «жарғы» – в гибкости и моральном императиве – так считал академик С.З. Зиманов. Базовые ценности казахского народа – долг, честь, свобода, равенство – являлись конститутивной моделью жизни, именно они входили во все законоположения для устройства гражданских обществ и государств. В одном из своих интервью академик Зиманов скажет, что они записаны вечными истинами в истории Казахстана. В традиции права ученый видел возможность транслирования духовно-нравственного опыта, который приобретался тысячелетиями и который всегда можно актуализировать, пока есть потребность и желание в людях иметь собственное достоинство. Открывая нам историю казахского права с позиции исторической логики и объективности, ученый никогда не обходил сложных тем, он всегда настаивал на правде. Историческая правда, а не фальсификация истории – основа исторического и национального самосознания. Человек разносторонний, интеллектуал, он своими работами, выступлениями, наставничеством, дал импульс к поиску национальной идентичности, национальных философских способов понимания прав и свобод человека. Философия права, согласно академику Зиманову – право, основанное на глубоком понимании его человеком и реализации этого права в обществе справедливости и равных возможностей. Академик С.З. Зиманов оставил нам культурное наследие, одновременно реконструирующее юридическо-правовой опыт цивилизации номадов и открывающее возможность его применения в современной жизни. Будучи ученым-теоретиком и практиком, Салык Зиманович претворял многие идеи в правовом культурном пространстве. Его работы, посвя- щенные духовной и нравственной составляющей в кодификации и реализации законов, действовавших в правовом поле Древнего, Средневекового и Современного Казахстана, отличаются глубиной, философской рефлексией, объективностью. Одним из первых академик Зиманов начинает интерпретацию исламского права, что в условиях советской реальности представлялось очень сложным, поскольку необходимо было «соблюдать» идеологические рамки и находиться в пределах советской допустимости. Салык Зиманович в исламском праве определил его интенциональность – моральный компонент. Для его творчества измерение нравственностью – главный тренд. Он считал, что основа философии и основа права – мораль, нравственность. Только мера нравственности делает законы справедливыми, ну а философия вне морали – просто интеллектуальное преступление. Мне, как и многим философам, посчастливилось видеть и слышать Салыка Зимановича. Его дар красноречия, убеждения – целое отаротское искуство. Студентами мы его называли: «Наш Цицерон». Не знаю, знал ли он об этом... Уже много лет спустя на одной из конференций Салык Зимнович спросил меня: «Чем теперь занимаются философы ? ». Я рассказала ему о новых направлениях. Салык Зиманович ответил: «Все это хорошо, все правильно, но как-то мало вы занимаетесь этикой. Я вот помню слова Протагора: «Человек – мера всех вещей», его неправильно поняли, он имел ввиду, что мера в человеке – это мера нравственности». И теперь, когда по происшествии лет, казахстанская гуманитарная наука поднимает проблемы духовного возрождения, реконструкции опыта интеллектуального прошлого, идея Салыка Зимановича о необходимости измерения прошлого и настоящего шкалой нравственности, являеется самой актуальной. Разве не актуальна его интерпретация феноменов «бий» и «хаким», которые в казахском праве представлены в органичном единстве ? И не актуальны ли его научные интерпретации традиционного права как традиции морального категорического императива? Философское осмысление права в работах Салыка Зимановича Зиманова исполнено вечным вопросом о нравственном содержании законов и нравственном их исполнении. Наталья Сейтахметова, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, член-корреспондент НАН РК.