31.08.2021
Новое Послание президента РК: какие темы станут в нем главными?
<1884>
Совсем скоро, 1 сентября, состоится открытие очередной сессии парламента РК, на котором, как ожидается, президент страны Касым-Жомарт Токаев выступит с ежегодным Посланием. В этой связи мы обратились к известным казахстанским экспертам, задав им следующие вопросы:
1. Какие темы могут и должны стать ключевыми в Послании?
2. Возможны ли новые инициативы, связанные с реформированием политической системы?
3. Что бы вы сами включили в текст Послания, если бы вас привлекли к работе над ним?
4. Как были реализованы (или реализуются) основные положения прошлогоднего Послания?
Послание должно работать «на опережение»
Максим Казначеев, политолог
1.Ключевой темой нового политического сезона, на мой взгляд, должна стать внешнеполитическая повестка. Первое полугодие 2021-го и особенно летние месяцы стали периодом серьезной трансформации геополитического баланса в нашем регионе. Уход США из Афганистана сопоставим с их поражением во Вьетнаме, и он постепенно приведет к существенным изменениям с переходом к Китаю регионального лидерства в Центральной Азии.
Под эти реалии начали подстраиваться и другие региональные игроки – Россия, Иран, Пакистан. На подходе Турция и Индия. Все начинают рассматривать Пекин как арбитра в отношениях на пространстве «Большой Евразии». А сам Китай получил возможность перейти от экономической экспансии к политической и в какой-то степени даже к военно-стратегической.
Казахстан во многом находится на пересечении сфер влияния основных мировых и региональных геополитических игроков, а потому почувствует эту трансформацию в полной мере. К сожалению, в формирующейся сегодня новой системе отношений мы – объект, а не субъект воздействия. Казахстан – не самая влиятельная, по мировым меркам, страна с ограниченным набором ресурсов для проведения активной внешней политики.
Уже очевидно, что и Китай, и другие страны-соседи будут менять тональность внешней политики, и Казахстану придется искать свои подходы к изменяющейся среде. Ответ на возникающие вопросы относительно перспектив внешней политики Казахстана и должен дать президент К.-Ж.Токаев в предстоящем Послании.
Тем более что это напрямую связано с его профессиональным прошлым как дипломата. Уход США из региона актуализирует опыт президента Токаева и как синолога. В Центральной Азии сменился геополитический лидер, и выстраивать отношения с Пекином придется в первую очередь действующему президенту. Причем внутриполитический фон сформирован неблагоприятным обстоятельством – постоянными антикитайскими выпадами националистически настроенной части общества, что не способствует успеху миссии главы государства.
В целом новое Послание должно «работать на опережение». Страна еще не нашла рецептов преодоления последствий кризисных процессов прошлых лет, а уже необходимо продумывать модель действий в рамках новых вызовов, поскольку мировой финансовый сектор стоит на пороге новых потрясений. Для иллюстрации: в прошлом и текущем годах ФРС США вбросила в мировую экономику более 9 триллионов ничем не обеспеченных долларов.
Для Казахстана это означает только одно – рост инфляции, удорожание товаров первой необходимости. А значит, уже сейчас необходимо предпринимать шаги по усилению социальной защиты наименее обеспеченной части граждан. Рост социального напряжения уже проявляет себя в непрекращающихся массовых акциях различных трудовых коллективов с требованиями повышения зарплат. На этот общественный запрос президенту тоже придется дать адекватный ответ.
2. На данный момент инерция, связанная с реформистским потенциалом второго президента РК, в целом исчерпана. Все внутриполитические реформы, которые он хотел и, самое главное, мог осуществить, уже состоялись. Теперь возможны лишь косметические корректировки в рамках уже принятых законопроектов. Например, дальнейшее снижение количества подписей граждан для регистрации политических партий или предоставление той партии, которая победит на выборах, права выдвигать кандидатуру премьер-министра. Такие корректировки не повлияют на ключевые принципы работы бюрократического аппарата, не приведут общество к новому внутриполитическому консенсусу.
Вместе с тем, вызовы, которые стоят перед Казахстаном, именно сейчас требуют системной перестройки как государственного аппарата, так и в целом системы общественных отношений. Президент Токаев это хорошо осознает – и потому еще в прошлогоднем Послании заявил о создании Агентства стратегического планирования и реформ.
Правда, это агентство пока никак себя не проявило, а, между тем, запаса времени на «раскачку» у Казахстана нет. Часть экономических, социальных и внешнеполитических рисков уже проявила себя, и на них необходимо реагировать.
3. На мой собственный (во многом субъективный) взгляд, следует поставить вопрос о пересмотре стратегических приоритетов развития страны. Мы отмечаем 30-летие независимости, однако базовые положения Конституции страны до сих пор не реализованы на практике: Казахстан пока еще не стал «демократическим, правовым, социальным государством», как это закреплено в Основном законе.
Действующий президент уже продемонстрировал приверженность прагматизму и реализму, стараясь избегать нереалистичных обещаний. Эту тенденцию стоит подкрепить, показав в Послании, что мир вошел в стадию радикальной трансформации, в которой Казахстану будет не до проведения олимпиад и строительства новых столиц.
Главным лейтмотивом нового Послания, с моей точки зрения, должна стать заявка на поддержание социальной устойчивости общества. Такая работа потребует мобилизации всех ресурсов государства и шагов в нескольких направлениях.
Во-первых, пересмотр параметров социальной защиты. Пенсии, пособия, зарплаты в бюджетной сфере должны позволять гражданам жить, а не выживать. Соответственно должны быть пересмотрены нормативы, касающиеся прожиточного минимума и минимальной зарплаты.
Во-вторых, расширение ресурсной базы для новой социальной политики. Первый президент страны Нурсултан Назарбаев еще несколько лет назад дал поручение осуществить переход к прогрессивному налогообложению, однако оно до сих пор не выполнено. Думаю, что и по этому вопросу К.-Ж. Токаев может сделать сильное политическое заявление.
Кроме того, пробуксовывает инициатива по приватизации ряда компаний, входящих в структуру ФНБ «Самрук-Казына», о чем и первый, и второй президенты говорили неоднократно. А именно приватизация подобных активов могла бы дать ресурсы для инвестиций в человеческий капитал, в социальную сферу.
Еще один важный раздел Послания, полагаю, должен быть связан с идеологической сферой. Мы наблюдаем принципиальный раскол в обществе по вопросам соотношения гражданского и этнического самосознания, языка, истории. Существующий раскол виден и извне, поскольку его начинают эксплуатировать для достижения внешнеполитических целей некоторые геополитические акторы.
Это проявляется и в высказываниях части российских политиков, и в действиях США и Великобритании по подогреванию градуса националистических настроений в Казахстане.
Все это уже сейчас заставляет первых лиц президентской администрации реагировать, давать разъяснения в СМИ и соцсетях. Но такая реакция больше напоминает действия «пожарной команды», ситуативное реагирование. В идеале так быть не должно.
Рецептов работы в идеологической сфере сегодня ни у кого нет – ни у власти, ни у оппозиции. Но во многом именно поэтому президенту и следует высказаться по вопросу идеологических приоритетов, и эта тема не должна вновь уйти в латентную фазу, поскольку может «выстрелить» в самый неподходящий момент.
4.Президентская вертикаль столкнулась с пределами собственных возможностей - сопротивлением бюрократической вертикали, которое проявляется в невыполнении поручений действующего главы государства.
Причина – в наличии нескольких центров принятия решений в стране. Институту президента пока не удается восстановить неформальный статус конечной инстанции, принимающей окончательные решения. Стратегическое планирование пока остается за Советом безопасности РК.
Из основных положений предыдущего Послания можно выделить:
- Поручение, касающееся создания Агентства стратегического планирования и реформ, а также Высшего президентского совета по реформам. Формально оно выполнено. Однако никаких «прорывных инициатив» возрожденное агентство за прошедший год так и не предложило.
- Перезагрузка системы госслужбы с параллельным сокращением аппарата на 25 процентов и упразднением института ответственных секретарей в министерствах. Данное поручение выполняется за счет сокращения вакантных позиций в ведомствах и на текущую численность госслужащих фактически не влияет.
- Инициатива по использованию части пенсионных накоплений на покупку жилья. Она реализована, и в условиях роста инфляции этот шаг можно поставить в «плюс» президенту Токаеву. Людям дана возможность сохранить часть заработанных средств через приобретение недвижимости.
Однако ряд других инициатив, предложенных в прошлогоднем Послании, так и остались на бумаге:
- Сохраняются проблемы с регулированием монополий. В текущем году зафиксирован взрывной рост цен на ГСМ – это при том, что все три НПЗ в Казахстане полностью либо частично принадлежат государству.
- Банки второго уровня продолжают работать на валютных рынках и не спешат кредитовать реальный сектор экономики.
- Кризис в агропромышленном секторе проявил себя в полной мере. Поддержкой пострадавших от засухи крестьян занимаются общественные активисты, а не профильное министерство.
Таким образом, можно констатировать, что эффективность выполнения поручений прошлого Послания составляет около 50 процентов.
Ключевая тема – ситуация, в которой мы оказались
Юрий Булуктаев, политолог
1.Вначале о значимости Послания. Оно будет юбилейным – 25-м по счету. С 1997 года президенты РК обращались к народу с посланиями 24 раза, в том числе 22 раза –Нурсултан Назарбаев, и дважды – Касым-Жомарт Токаев. Дата 1 сентября стала постоянной только при нынешнем главе государства. Тогда как Н.Назарбаев обращался с посланиями и в январе, и в октябре, и в декабре, и в марте, и в апреле, и даже по два раза в год (в 2012-м и 2018-м). Обычно в Послании президента есть одна основная идея, на которой акцентируется внимание. В прошлом году это была новая экономическая реальность (влияние экономического кризиса), в позапрошлом – конструктивный общественный диалог (в чем некоторые эксперты усмотрели влияние массовых акций протеста весны и лета того года).
В предстоящем Послании ключевыми могут и должны стать темы, обусловленные внешними, привходящими обстоятельствами, то есть пандемией коронавируса и мировым экономическим кризисом, сформировавшими ту ситуацию, в которую сегодня погружены страна и общество. И все это необходимо приправить юбилейным контекстом – ведь 2021-й объявлен Годом 30-летия Независимости.
Если говорить о ключевых событиях и проблемах, то в большинстве своем они вызваны пандемией. По оценкам специалистов, август станет худшим месяцем с точки зрения распространения коронавируса. За весь июль диагноз был поставлен 154,8 тысячи раз. Весьма вероятно, что по итогам августа общее количество зараженных может превысить 230 тысяч человек — в полтора раза больше, чем за весь 2020 год.
Первым компонентом вакцины от коронавируса привиты 6 276 224 человека, или 63% населения, подлежащего вакцинации, Полностью привиты 4 913 196 человек. Вакцины от коронавируса обошлись Казахстану в 95,3 миллиарда тенге. Это на 10 миллионов 890 тысяч человек. Нанесен серьезный удар как по экономике, так и по социальному положению многих людей. Растет госдолг, Национальный фонд работает в расходном режиме, заметно снизились показатели экспорта-импорта, повысились цены на продукты питания. Естественно, что в сложившихся условиях, по существу, перманентного карантинного режима людей волнуют вопросы жизнеобеспечения, занятости, доходов.
2.Политическая система перманентно реформируется на протяжении уже трех десятков лет. Насколько эффективно – это тема отдельного разговора. Ряд политических инициатив был реализован в 2021 году: снижен порог для прохождения партий в нижнюю палату парламента, введена графа «против всех» в бюллетенях. Ранее был принят новый закон о мирных собраниях. На очереди реформы местного самоуправления, молодежной политики, уголовно-процессуального кодекса. Поэтапно реализуется и план первоочередных мер в области прав человека.
В 2021 году первым законодательным изменением, принятым в рамках реализации политреформ, стала ратификация Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Также в Казахстане может появиться институт общественного контроля и онлайн-петиций. Соответствующий законопроект «Об общественном контроле» внесен на рассмотрение администрации президента (АП) РК. Его принятие предусмотрено до конца октября 2021 года. Впервые в истории Казахстана состоялись прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. Правда, это только пролог, поскольку польза от такого политического действия во многом будет зависеть от объема полномочий акимов, финансового обеспечения их деятельности и эффективности системы местного самоуправления.
В Послании этого года вряд ли пойдет речь о каких-то новых инициативах. Это не главное, что интересует людей в настоящее время. Да и для власти сейчас это не животрепещущая проблема. «Политическая реформа – это не вопрос дня или года. Мы должны делать это осторожно и постепенно, не расшатывая основ страны и не подрывая ее процветание и единство. В процессе политической модернизации нельзя торопиться и ввергать государственную систему в кризис», - заявил Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость дороже всего». Иначе говоря, путь реформирования – эволюционный.
3.Насчет привлечения – вопрос риторический: там и без меня хватает экспертов и спичрайтеров. Над проектом Послания начинают работать за несколько месяцев до намеченной даты. Сначала АП и правительство готовят и согласовывают с президентом основные направления Послания, затем рассылают их в центральные исполнительные органы, которые должны вернуть проект, дополнив его своими предложениями. Дорабатывает финальный текст АП. Это самый общий вид процесса подготовки, хотя президент может использовать и другой порядок.
Но если гипотетически представить себя в роли одного из соавторов текста, то я предложил бы включить в него стратегические направления развития страны, а также план конкретных действий по выработке государственной и экономической политики, соответствующей новым реалиям, в надежде на то, что его претворение в жизнь станет, в первую очередь, фактором повышения устойчивости и конкурентоспособности экономики. Что должно повлечь за собой и повышение благосостояния граждан.
4.Прошлогоднее Послание «Казахстан в новой реальности: время действий» выглядело масштабным и объемным. Задач в нем было поставлено много, и часть из них должна быть выполнена к 2025 году. На сегодняшний день что-то реализовано, что-то еще находится в стадии реализации. Об этом можно будет прочесть в отчете правительства. Вообще, цель президентских посланий – задать направление реформам, организационной, регуляторной и законотворческой деятельности госсектора. Для этого тезисы посланий превращают в пункты планов деятельности правительства, министерств и местных исполнительных органов. Ведь реализация Послания – задача исполнительной власти. Как правило, на следующий день после его озвучивания правительство собирается на свое заседание. Затем, в течение календарной недели, оно разрабатывает общенациональный план (ОНП) мероприятий по реализации Послания.
ОНП создается в виде таблицы, в которой отражены президентские тезисы (указаны как «мероприятия»), форма и срок исполнения, ответственный орган. После согласования ОНП оформляется указом главы государства и спускается на исполнение, уже имея силу закона. Выполнение его пунктов находится на контроле у премьер-министра. Поэтому анализ и разбор того, что и как реализовано, еще впереди.
Если не рассматривать технические задания, то в прошлогоднем Послании обращала на себя внимание концепция «слышащего государства». По существу, речь шла об оптимизации обратной связи между населением и властью, что напрямую затрагивает проблему доверия общества к государству. Проявилось это в том, что в органах власти были созданы отделы по работе с запросами и обращениями, поток которых заметно вырос. Чиновники завели аккаунты, на заседаниях правительства, на совещаниях с акимами ставился ряд острых вопросов, в том числе основанных на мониторинге запросов от населения, публикациях, письмах, постах и комментариях в социальных сетях.
Однако, по мнению ряда экспертов, при этом то ли из-за отсутствия у исполнительных органов власти стратегического видения, то ли из-за неверной оценки ситуации на местах массового, результативного решения вопросов не произошло.
То есть, особой эффективности пока не прибавилось. Поэтому и проблема доверия общества к государству принципиально не решена.
Слабое место здесь – отсутствие не только публичной отчетности по итогам реализации как Послания, так и большинства стратегий и госпрограмм, но и транспарентного контроля над их выполнением.
Автор статьи: Кенже Татиля
https://qmonitor.kz/politics/2386