Отходя от суперпрезиденциализма.

16.03.2022



Отходя от суперпрезиденциализма.

<2453> Рустем Кадыржанов Главный научный сотрудник ИФПР КН МОН РК, доктор философских наук, профессор. Послание президента К.-Ж. Токаева народу Казахстана от 16 марта 2022 г. стало важнейшим политическим событием Казахстана новейшего времени. В этом документе президент страны предложил пакет мер, которые должны стать основой трансформации политической системы Казахстана на ближайшее время. Как можно вкратце определить суть предлагаемых Токаевым политических реформ? По моему мнению, речь идет о демократизации политической системы Казахстана на основе отхода от суперпрезидентской формы государственного управления в нашей стране. Касым-Жомарт Токаев отметил в послании, что суперпрезидентское правление, когда президент страны обладал огромными полномочиями, при этом находясь у власти неограниченное время, было необходимо для переходного периода Казахстана в течение первого десятилетия и даже, возможно, в течение первых тридцати лет независимости страны. Однако, со временем стали выявляться очевидные недостатки суперпрезиденциализма, приведшие к значительным ошибкам в развитии страны. Эти ошибки и перегибы привели в, конечном счете, к трагическим событиям января 2022 г. Суперпрезиденциализм виделся как инструмент быстрого принятия решений и быстрых реформ на основе инициатив и воли одного человека, находящегося на вершине власти. Наделение одного человека сверхполномочиями виделось как гарантия безопасности и стабильности развития общества на основе мудрости этого человека и недопущения ненужных споров и дискуссий о путях развития страны. На короткой социально-политической дистанции эти аргументы в определенной мере срабатывали, однако, в долгосрочной перспективе они оказались несостоятельными. Теперь перед Казахстаном настала необходимость перемен. В первую очередь необходимы перемены в политической системе страны. Вектор этих изменений Касым-Жомарт Токаев определил как отход от суперпрезиденциализма. В послании он четко указал, какими видятся эти перемены: отказ от сверхполномочий президента и сильный парламент. Сверхполномочия связаны с законами, утвердившими пожизненное председательство Нурсултана Назарбаева в Ассамблее народа Казахстана и Совете безопасности. После январских событий парламент принял законы, отменяющие пожизненное председательство Назарбаева в этих органах, а также закон, требовавший согласования с ним в принятии важнейших решений для страны. Необходимость сильного парламента определяется тем, что это коллективный орган государственной власти, выполняющий представительские и законодательные функции. Этим определяется легитимность парламента в политической системе страны. В прежние годы суперпрезидентское правление нарушало легитимность парламента, фактически подчинив его себе. Механизмом этого подчинения стала президентская партия «Нур Отан», созданной для получения абсолютного большинства мест в мажилисе и сенате. Ребрендинг этой партии лишит ее статуса президентской партии и введет ее в систему политической конкуренции. Есть определенные надежды, что формирование парламента с большими элементами политической конкуренции усилит автономность парламента.