Потенциал казахско-узбекского альянса для судеб стран и Центральной Азии в целом

16.12.2021



Потенциал казахско-узбекского альянса для судеб стран и Центральной Азии в целом

<2175> Недавно президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Казахстан. Это был первый визит новоизбранного президента этой центральноазиатской страны. Как известно, по традиции руководители государств после своего избрания на высший пост первый свой визит совершают в страны, представляющие главный стратегический внешнеполитический интерес для своей страны. В этом отношении символично, что выбор узбекского лидера пал на Казахстан. На языке дипломатии это означает, что президент Мирзиёев последовательно проводит политику сближения со странами-соседями, создавая комплиментарную зону наибольшего благоприятствования по всему периметру границ узбекского государства. И это позитивный тренд не только для этой страны, но и хороший пример и задел для консолидации региона Центральной Азии в целом в условиях нарастания международной напряженности. В Нур-Султане стороны заявили о желании строить стратегический союз между странами, который охватывает целый комплекс вопросов как двустороннего, так и многостороннего характера. Подписание декларации о союзе двух ключевых государств Центральной Азии говорит о существовании серьезных общих угроз стабильному и позитивному развитию региона и намерении стран сообща противодействовать им и способствовать усилению потенциальной мощи как самих этих стран, так и региона в целом. Среди рисков развития можно отметить следующие: Напряжение в геополитическом соревновании ведущих держав мира на пространстве Центральной Азии, доходящее до жесткой конфронтации. Крупные страны, такие как США, ЕС, Турция, Россия, Китай, Индия, Иран, выражают намерение в той или иной форме вовлечь страны региона Центральной Азии в орбиту своих геополитических интересов. Эти намерения не согласованы и противоречивы между собой. Регион рискует стать объектом раздора, "полем битвы" разнообразных внешнеполитических доктрин крупных держав, подобно тому, как это произошло на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Афганистане с непредсказуемым результатом. В этой связи существует несколько сценариев разрешения данной проблемы: а) присоединение стран Центральной Азии к одному из центров силы, например России, Китаю, возглавляемой Турцией Организации Тюркских Государств или консолидированному Западу; б) разработка каждым государством региона собственной стратегии реагирования в зависимости от своего потенциала (военного, экономического, политического); в) объединение усилий стран региона в реагировании на внешние вызовы в режиме двух- и многосторонней дипломатии. В условиях международной турбулентности, экономического кризиса и непрекращающейся пандемии существует насущная потребность в координации действий и формировании общих возможностей для динамичного развития. Общий рынок Центральной Азии может стимулировать экономический рост и "вытащить" из кризиса отстающие страны региона. Единая система обороноспособности отвечает задаче борьбы с общими военными угрозами. Культурная политика "без границ" в регионе Центральной Азии может способствовать укреплению национальной и региональной идентичности народов региона, представляющих собой исторически единую целостность. К примеру, общее информационно-коммуникационное "покрытие" Центральной Азии, являясь актуальной задачей для всего региона, может существенным образом способствовать как модернизации, цифровизации самого процесса коммуникации между странами, так и стимулировать новое сближение и сплочение наших родственных народов в условиях международной турбулентности. Казахстан и Узбекистан обладают сходными политическими режимами с сильной централизованной властью, взаимодополняемыми экономическими системами и культурной комплиментарностью, историей и возможностями общей языковой коммуникации. В настоящий момент среди политико-экономических элит Казахстана и Узбекистана существуют общая воля и стремление к единству. По международной повестке дня лидеры стран имеют единую позицию. Процесс политико-экономического транзита в наших странах еще не завершен и требует международной поддержки, прежде всего соседей. Поэтому вполне естественно желание лидеров стран поддерживать друг друга, объединяя усилия. Участие наших стран в той или иной степени в различных международных проектах, таких как Евразийский экономический союз (в котором Казахстан является членом организации, а Узбекистан – наблюдателем), китайская инициатива "Пояс и путь", а также расширенное партнерство с ЕС и формат "С5+1" (с США) сегодня требует координации позиций, обмен опытом балансирования внешнего влияния, выработки согласованной единой внешнеполитической платформы. Думается, формат союзнических отношений, как на стратегической, так и тактической основе, помогает более эффективно отстаивать национальные интересы наших стран. Поле для сотрудничества между нашими странами достаточно широкое. Есть понимание сходности политических режимов и актуальности задач эволюционного перехода власти новым политико-экономическим элитам. Неприемлемой в обоих случаях является революционная передача власти. Поэтому сфера политического сотрудничества на самом высшем уровне – это главная область взаимодействия и согласования усилий. В экономической сфере страны обладают еще с советских времен взаимодополняющими отраслями экономики и связанными транспортно-логистическими коммуникациями. В водно-энергетической области и Узбекистан, и Казахстан являются "странами низовья" главных водных артерий Центральной Азии – Сырдарьи и Амударьи. Есть общая проблема Аральского моря. В русле общемировой тенденции перехода к экологичным, "зеленым технологиям" энергообеспечения возможны и необходимы прорывные экономические решения, которые являются предметом взаимного обсуждения. Узбекистан, как известно, также обладает излишними трудовыми ресурсами, в которых нуждается Казахстан, особенно северные регионы страны. Динамизация и диверсификация трудового рынка Казахстана и перенаправление в связи с этим узбекских трудовых мигрантов из России, в которой из года в год ужесточаются требования к трудовым мигрантам, в Казахстан – актуальный вопрос взаимных переговоров. Область сельского хозяйства и торговли продовольствием – общая задача для двух стран, желающих выйти на весомые позиции на мировом продовольственном рынке. Например, практически необъятный рынок продовольствия нашего восточного соседа – Китая – способен стать хорошим вектором приложения совместных усилий наших государств по освоению этого растущего рынка. Аналогичные возможности открываются и в отношении Индии с ее динамично увеличивающимся населением. Сообща эта тема вполне осуществима в альянсе не только двух стран – Казахстана и Узбекистана, но и с вовлечением других государств Центральной Азии. Регион, бывший когда-то своеобразной "житницей" Советского Союза, может стать продовольственным ресурсом на растущем азиатском направлении. В сфере безопасности обе страны находятся в поле рисков, связанных с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком. Поэтому данная область не сходит с повестки дня двусторонних контактов на высшем уровне. Особенное значение эта тема обретает в связи с изменением ситуации в Афганистане и необходимостью разработки консолидированной политики стран региона в отношении этой страны. Серьезные подвижки "узбекского модераторства" афганским "кейсом" отвечают нашим национальным интересам и требуют безусловной поддержки этих инициатив со стороны руководства Казахстана. Существующие форматы многостороннего разрешения проблем безопасности региона через сотрудничество в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) или Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), сопряженные с более тесным военно-стратегическим союзом двух наиболее сильных центральноазиатских государств, способны поддержать на деле устойчивость региональной безопасности и обеспечить территориальную целостность стран. Культурное взаимодействие является естественной потребностью наших народов. И в этом плане отрадно, что такое встречное движение народов получает поддержку руководства стран. Формирование общего культурного пространства, единого и облегченного визового режима для посещения зарубежными гостями региона способствует лучшему "узнаванию" Центральной Азии в мире и расширению туристского кластера в экономике наших стран. Большим подспорьем является расширение контактов в научно-образовательной сфере. Было бы целесообразным интенсивное развитие инновационных и высокотехнологичных сфер совместного развития. Сетевое развитие технопарков в нашем регионе есть веление времени. Для всего региона Центральной Азии Узбекистан и Казахстан являются "якорными странами", развитие и инициативы которых могут служить примером и "локомотивом" развития. Поэтому декларация о союзе есть позитивный месседж лидерам других стран региона о возможности экономической кооперации, политической координации и созданию единого культурного пространства. Формулой взаимодействия могут стать: 1) политическая самостоятельность всех стран региона при регулярной координации; 2) теснейшая экономическая кооперация и создание общего рынка региона; 3) единый народ региона с общими культурными, ментальными и языковыми особенностями. А.Амребаев https://inbusiness.kz/ru/author_news/potencial-kazahsko-uzbekskogo-alyansa-dlya-sudeb-stran-i-centralnoj-azii-v-celom