Революционные меры президента Токаева

29.03.2022



Революционные меры президента Токаева

<2491> Политолог, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Юрий Булуктаев в интервью Ia-centr.ru анализирует перспективы политических реформ в Казахстане. Если давать характеристику реформам, заявленным президентом Токаевым в его Послании народу, какой основной посыл можно выделить? – В Послании президента отражен выверенный план действий, особенно, в разрезе политических реформ. Концептуально можно выделить несколько моментов. Так, провозглашен переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Сегодня мне студент задавал вопрос: «В чем разница, ведь раньше провозглашалось то же самое?». Да, провозглашалось. Но то, что озвучено в Послании, означает окончательный переход к иной форме правления. Как раз пойдет практическая реализация формулы, о которой говорил Токаев: «Сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство». Ранее были пакеты политических реформ, которые концептуально были направлены на развитие «слышащего государства». На новом этапе планируются серьезные реформы чуть ли не революционного характера. Здесь меняется не только форма правления, но и многие другие стороны политической жизни страны. Подобная масштабность реформ предполагает их воплощение путем внесения серьезных изменений в Конституцию. И, по словам президента, в Основной закон будет внесено более 30 изменений и принято более 20 законов. Также следует отметить, что для программы реформ обозначены некие морально-этические планки не только для представителей власти всех уровней, но и для общества. Судя по либеральным мерам, озвученным в Послании, все выглядит как «отстройка» от назарбаевского периода, когда «ближний круг» главы государства составляли члены его семьи и близкие ему люди, с которыми он связан годами сотрудничества. Своими полномочиями Токаев, похоже, щедро поделился с парламентом? – Ограничение излишней концентрации президентских полномочий – достаточно конкретные инициативы. Так, будет введен запрет для ближайших родственников президента на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Это решение, безусловно, – последствие январских событий, и тоже мера революционного характера. Она проводит грань между прежней президентской властью и нынешней. Есть еще шаги по ограничению президентских полномочий. Так, в январе Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что к концу года объявит, будет ли он «над партиями». Теперь Токаев заявил, что глава государства обязан прекратить свое членство в политических партиях на срок исполнения президентских полномочий. Это тоже важное нововведение. Ведь в 2024 году предстоят выборы президента. Поэтому здесь многое будет зависеть от того, какой партийной поддержкой заручится кандидат, какие партийные ресурсы будут выдвигать его на должность. Важный момент, ранее президент сам мог приостановить какие-то законодательные акты, а теперь такую компетенцию предполагается исключить. Также упраздняется право президента снимать с должности акима района, города и сельского округа. Областных акимов изменение не касается. Еще одна сторона деятельности главы государства – это взаимоотношение президента и сената. В верхней палате сокращается президентская квота с 15 до 10 депутатов. Пока сложно определить, насколько это важное изменение. Кто-то может сказать, что оно незначительное. Назначение председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета тоже теперь потребует согласия сената. Ранее президент Казахстана назначал акимов областей и городов республиканского значения на безальтернативной основе. А теперь предстоит предлагать две кандидатуры, опираться на согласие маслихата, что повышает значимость этих выборных органов. Таким образом, данная программа реформ в значительной мере направлена на усиление парламента и на либерализацию партийной системы. Интересный момент – квота Ассамблеи народа Казахстана в парламенте, которая часто подвергалась критике со стороны общественных деятелей. Теперь представители АНК переводятся из мажилиса в сенат. Раньше было девять депутатов по квоте, теперь будет пять. Кроме того, сенат теперь не принимает законопроекты, принятые мажилисом, как это раньше делалось, а одобряет или не одобряет. В отношении мажилиса тоже есть довольно серьезные изменения. Так, при формировании нижней палаты парламента Казахстана сейчас действует стопроцентная пропорциональная система. Однако реформа предполагает смешанную пропорционально-мажоритарную систему с соотношением 70/30. Вообще были предложения ввести систему 50/50. В результате реформы 70% депутатов нижней палаты будут избираться по партийным спискам, 30% – по одномандатным округам. При этом для тех, кто будет выдвигаться по мажоритарной системе, вводится так называемый императивный мандат. То есть, депутаты будут отчитываться перед теми, кто их избирал. Это должно повысить ответственность мажилисменов. Также реформа коснется Счетного комитета, который станет Высшей аудиторской палатой. Ее председатель будет отчитываться в мажилисе два раза в год, что тоже повышает роль парламента. Еще одна проблема, которую много лет отмечали эксперты – закрытость судебной системы и в целом правоохранительных органов в Казахстане. – В судебной системе также предполагаются изменения. Президент говорил, что реформы не будут полновесными и полнокровными, если не совершенствовать судебную систему. В том числе, правоохранительную. Предполагается трансформация Конституционного совета в Конституционный суд. Далее – регламентация деятельности Уполномоченного по правам человека в Казахстане. Омбудсмен получит право обращаться в Конституционный суд. Более того, планируется издать отдельный Конституционный закон об Уполномоченном по правам человека. В рамках обеспечения транспарентности будут организовываться трансляции заседаний и конкурсных процедур Высшего судебного совета, а также публикация разъяснений по их итогам. Если говорить непосредственно о судебной системе, то заявлялось увеличение количества дел, которые должны рассматривать суды присяжных. Сейчас судами присяжных в Казахстане рассматриваются только особо тяжкие категории дел. После событий января в стране общественно значимой темой стало рассмотрение дел о пытках. Эта компетенция устанавливается исключительно за Генеральной прокуратурой, которая должна осуществлять надзор. Последнее и очень важное – это исключение из Конституции смертной казни. В целом же президент в Послании уделил внимание совершенствованию правоохранительной системе и снижению уровня насилия в обществе. В частности, речь шла и об усилении эффективного противодействия правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений – это вектор в сторону защиты прав человека. Продолжение следует… https://ia-centr.ru/experts/vyacheslav-shchekunskikh/revolyutsionnye-mery-prezidenta-tokaeva/