09.02.2022
ВЛАСТЬ И ЕЕ МОДАЛЬНОСТИ
<2344>
Г.Г. Соловьева
Сегодня актуальной становится тема – не только теоретическая – «власть и общество». В философии накоплен громадный материал по этой актуальной проблеме. Послушаем только современного французского философа Мишеля Фуко с его концептом анатомии, власти. Первое его требование – рассматривать власть в ее различных модальностях.
Не надо думать, что власть – только политическая категория. Государство – лишь макроуровень власти. «Государство при всем универсальном значении его аппаратов, далеко от того, чтобы заполнить собою всю область актуальных взаимодействий власти».
На самом деле, она вездесуща и неустранима, как сама жизнь. Семья, сексуальность, родство, познание, технологии – власть всюду, где человек живет и действует. Это – определенное, постоянно меняющееся соотношение сил, регулирование, организация, авторитет. Нет и не может быть людей, равных по своим качествам. Пол, возраст, здоровье, способности – все у людей разное. И есть некая доминанта сил, способная сплотить и навести порядок.
Второе требование Фуко – надо изменить отношение к власти. «Следует прекратить постоянно описывать проявления власти в негативных терминах: она «исключает», «подвергает цензуре», «подавляет». На деле власть есть позитивный инструмент, неустранимый из человеческой жизни. Отношения людей всегда ассиметричны, и власть как оператор, действует на всех микроуровнях, используя определенные методы и механизмы. Власть следует изучать во всех ее модальностях, чтобы необходимая мера свободы могла быть реализована не за пределами власти, а во взаимодействии с ней.
Такова концепция Мишеля Фуко, и он эксплицирует свою позицию, обращаясь к социокультурным контекстам
Думаю, что в принципе его интерпретацию и генерирование смыслов власти можно считать продуктивными, имеющими определенную значимость и для дела строительства Нового Казахстана. Необходимо преодолеть негативное отношение к власти массового сознания.