"ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА" ДЛЯ КАЗАХСТАНА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ НОУ-ХАУ СОХРАНЕНИЯ ПРЕЖНЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ?

27.04.2022



"ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА" ДЛЯ КАЗАХСТАНА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ НОУ-ХАУ СОХРАНЕНИЯ ПРЕЖНЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ?

<2501> Автор: Айдар Амребаев Современные политические процессы в Республике Казахстан сопровождаются кардинальными изменениями. Похоже политический транзит, начавшийся в 2019 году с формального ухода с поста Главы государства Первого Президента современного Казахстана, не только не завершился, но и обнаруживает свое продолжение, особенно после трагических "январских событий". В политическом лексиконе нашей страны появился термин "Вторая республика", который использовал Президент Токаев, инициируя новый пакет политических реформ. С желанием разобраться в этих непростых, не только терминологических коллизиях сегодняшнего дня, мы обратились к политическому аналитику Айдара Амребаеву. Что имеется в виду под "Второй республикой"? Что стоит ожидать обществу и что намерена сделать политическая элита страны, вводя эту политическую новацию в нашу жизнь? Сегодняшняя ситуация в Казахстане, поистине является судьбоносной для нашей страны. Речь идет о будущем нашей государственности, о том, каково будет магистральное направление развития Казахстана в ближайшей перспективе. Как известно, Президент в своем выступлении, посвященном политическим реформам, использовал новый термин "Вторая республика". Не смотря на то, что это понятие широко используется политическими историками, для нашей национальной истории данный термин используется впервые. Хотелось бы в этой связи сказать несколько слов, раскрывающих содержание этого понятия. Во-первых, данный термин в международной политической науке достаточно распространен и характеризует собой преемственность власти в разных странах и в различные периоды, символизируя собой переход к новому формату республиканской власти с сохранением определенной политической преемственности, устремленности к новому на основе сформировавшихся политических традиций и опыта регулирования общественных отношений. Важнейшим принципом здесь выступает эволюционный характер самого политического проектирования. При этом данный проект зачастую инициируется новыми властными элитами с целью выделения своего этапа управления от прежнего, идентифицируя себя с новой эпохой, целями и ценностями. Успешность подобного проекта зависит от того, насколько эта парадигма поддерживается широкими общественными слоями, соответствует социальным ожиданиям масс. Зачастую "Второй республикой" в мировой истории обозначали своеобразный период выбора новой политической траектории с сохранением прежних политических традиций и самоидентификации государства, но не фундаментального слома режима. Поэтому на смену "Второй республике" в целом ряде государств в свое время приходили "Третьи республики", которые восстанавливали прежний порядок и возвращались к исторически заданной системе отношений. Таковы примеры "Второй республики" во Франции, Польше, Греции, Бразилии. Однако, исторически объективным следует признать значение этого политического ноу-хау как периода поиска нового политического формата для достаточно сложного, "предреволюционного" состояния общества, когда, как говорили классики марксизма-ленинизма: "верхи не могут управлять по-старому, а низы не могут жить по-старому". Не смотря на "революционную ситуацию", стоит все-таки заметить, что в этот период прежние политико-экономические элиты сохраняют определенное влияние на процесс принятия решений, выбор нового политического курса, перераспределение общественных благ. Думаю, что Казахстан после "январских событий" находится именно в этом "посттравматическом состоянии" ожидания перемен и надежд на светлое будущее… Таким образом, во-вторых, можно сказать, что определение "Вторая республика" хорошо соотносится с ранее заявленным нашими элитами концептом "Новый Казахстан". Как написал об этом госсекретарь Казахстана Ерлан Карин, "фактически эти две идеологемы имеют одну суть, различаясь лишь в акцентах". Новый Казахстан – это образ будущего нашей страны в целом. Выдвинув данную идеологему, Президент обозначил новую цель нациестроительства на ближайшую перспективу. При этом есть понимание того, что январские события стали своеобразным идеологическим рубиконом между прошлым и будущим современного Казахстана. Пока еще мы не живем в Новом Казахстане, но ставим задачу формирования "Второй республики", которая будет основана на совершенно новых принципах. Речь идет, прежде всего, о необходимости обновления общественных ценностей и формирования нового качества нации. При этом важно понимать, что построение Нового Казахстана невозможно в один момент, в одночасье. Это глубокий и долгий процесс общественной трансформации. После того как Президент озвучил в Послании новые приоритеты политических реформ, становится ясно, что речь идет о формировании принципиально нового конституционного баланса между институтами власти. Изменения в Конституцию предполагают фундаментальный характер и отражают действительное стремление элит и ожидание общества о переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным, авторитетным и влиятельным парламентом. В рамках реализации Послания Главы государства изменения предполагаются в более чем 30 статьях Конституции и 20 законах. Это очень масштабный план реформ. Говоря о предполагаемых политических новациях, необходимо заметить, что они изменят существующую конфигурацию политической системы и будут весьма болезненными для прежних политических и финансово-олигархических групп (олигополий), поэтому несомненно вызовут их сопротивление. Предстоит серьезная политическая борьба за влияние и высвобождающиеся в процессе трансформации власти, ресурсы. И здесь, отрадно, что Президент пытается опереться не на прежние "столпы режима", а на поддержку широких слоев населения, стремиться выстроить эффективную и адекватную систему политической коммуникации с обществом. Отсюда его прогрессивная идея о "слышащем государстве". Однако, серьезным вызовом для Главы государства является вопрос политической преемственности с прежней государственно-административной машиной. Весьма актуален вопрос о том, а можно ли изменить политическую систему, используя прежний инструментарий, человеческий, идеологический и организационный ресурс? Сможем ли мы, опираясь на "институциональную память", совершить революцию "в умах, а не в клозетах", о которой говорил Булгаковский герой профессор Преображенский? Как говорится, это вопрос на миллион… Опираясь на идею о "слышащем государстве", которую Касым-Жомарт Кемелевич провозгласил с первого дня вступления в должность, фокус внимания государственной политики должен быть сделан на расширении участия граждан в управлении государством, формировании принципиально новой массовой политической культуры. Отсюда широкий пакет инициатив, увеличивающих возможности широкого гражданского участия в общественных и государственных делах. Можно сказать, что речь идет о смене парадигмы государственного и общественного развития. С этой целью Президент ввел это понятие "Вторая республика". Таким образом, "Вторая республика" – это уже вполне близкая и осязаемая цель, которая будет реализована в процессе политических реформ, начиная с этого года. В целом же, "Новый Казахстан" – это всеобъемлющее обновление общества и нации, а "Вторая республика" – это формирование принципиально новой государственной модели. https://inbusiness.kz/ru/author_news/vtoraya-respublika-dlya-kazahstana-politicheskoe-nou-hau-sohraneniya-prezhnej-politicheskoj-sistemy-ili-novye-gorizonty-razvitiya